Навигатор сайта



Независимая оценка качества образования

bus.gov.ru


vision

Целевые ориентиры на этапе завершения дошкольного образования

Целевые ориентиры на этапе завершения дошкольного образования:

ребенок овладевает основными культурными способами деятельности, проявляет инициативу и самостоятельность в разных видах деятельности - игре, общении, познавательно-исследовательской деятельности, конструировании и др.; способен выбирать себе род занятий, участников по совместной деятельности;

ребенок обладает установкой положительного отношения к миру, к разным видам труда, другим людям и самому себе, обладает чувством собственного достоинства; активно взаимодействует со сверстниками и взрослыми, участвует в совместных играх. Способен договариваться, учитывать интересы и чувства других, сопереживать неудачам и радоваться успехам других, адекватно проявляет свои чувства, в том числе чувство веры в себя, старается разрешать конфликты;

ребенок обладает развитым воображением, которое реализуется в разных видах деятельности, и прежде всего в игре; ребенок владеет разными формами и видами игры, различает условную и реальную ситуации, умеет подчиняться разным правилам и социальным нормам;

ребенок достаточно хорошо владеет устной речью, может выражать свои мысли и желания, может использовать речь для выражения своих мыслей, чувств и желаний, построения речевого высказывания в ситуации общения, может выделять звуки в словах, у ребенка складываются предпосылки грамотности;

у ребенка развита крупная и мелкая моторика; он подвижен, вынослив, владеет основными движениями, может контролировать свои движения и управлять ими;

ребенок способен к волевым усилиям, может следовать социальным нормам поведения и правилам в разных видах деятельности, во взаимоотношениях со взрослыми и сверстниками, может соблюдать правила безопасного поведения и личной гигиены;

ребенок проявляет любознательность, задает вопросы взрослым и сверстникам, интересуется причинно-следственными связями, пытается самостоятельно придумывать объяснения явлениям природы и поступкам людей; склонен наблюдать, экспериментировать. Обладает начальными знаниями о себе, о природном и социальном мире, в котором он живет; знаком с произведениями детской литературы, обладает элементарными представлениями из области живой природы, естествознания, математики, истории и т.п.; ребенок способен к принятию собственных решений, опираясь на свои знания и умения в различных видах деятельности.

ФГОС

ФГОС

 

ПРОЕКТ "ЕДИНЫЙ СТАНДАРТ КАЧЕСТВА ДОШКОЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ В КРАСНОЯРСКОМ КРАЕ"

ЕДИНЫЙ СТАНДАРТ КАЧЕСТВА ДОШКОЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ – правила, нормы и требования, направленные на создание условий, обеспечивающих предоставление качественных образовательных услуг в области дошкольного образования и достижение возможных результатов освоения основных общеобразовательных программ дошкольного образования.

I. ОБЛАСТЬ ПРИМЕНЕНИЯ

Настоящий стандарт распространяется на муниципальные дошкольные образовательные учреждения, негосударственные дошкольные организации, имеющие лицензию на право ведения образовательной деятельности. Настоящий стандарт устанавливает минимальные количественные и (или) качественные значения показателей, характеризующие качество услуг, предоставляемых в дошкольных организациях. Настоящий стандарт разработан на основании действующего законодательства.

II. ТЕРМИНЫ И ОПРЕДЕЛЕНИЯ

  1. «Стандарт» (от англ. standard — образец, норма) - эталон, шаблон, образец, модель который берется как основа для сличения с ним других объектов или свойств.
  2. «Стандарт» - нормативный документ, который разработан на основе согласия сторон и утвержденный уполномоченным органом, в котором определяются для длительного и постоянного пользования правила, нормы, требования к стандартизуемому объекту, характеристики или общие принципы, затрагивающие разные виды деятельности или их результат.
  3. «Качество дошкольного образования» - соответствие уровня образовательных результатов детей дошкольного возраста и условий, которые обеспечивают их достижение, ожиданиям, потребителей образовательных услуг (государства, родителей, детей) и установленным в системе образования требованиям.
  4. «Основная общеобразовательная программа дошкольного образования» – документ, в котором представлено содержание и организация образовательного процесса для детей дошкольного возраста; разрабатывается, утверждается и реализуется в образовательном учреждении на основе примерных основных образовательных программ дошкольного образования.
  5. «Примерная основная общеобразовательная программа дошкольного образования» - документ, в котором представлено содержание и организация образовательного процесса для детей дошкольного возраста; разрабатывается уполномоченным федеральным государственным органом на основе федеральных требований к структуре основной общеобразовательной программы дошкольного образования»
  6. «Федеральные государственные требования» (ФГТ) – нормы и правила, обеспечивающие реализацию основной общеобразовательной программы дошкольного образования образовательными учреждениями, имеющими государственную аккредитацию; регламентируют структуру основной общеобразовательной программы дошкольного образования; определяют требования к условиям ее реализации и результаты ее освоения.
  7. «Санитарно-эпидемиологические требования к устройству, содержанию и организации режима работы в дошкольных организациях»(СанПиН) – нормы и правила, направленные на охрану здоровья детей при осуществлении деятельности по их воспитанию, обучению, развитию и оздоровлению в дошкольных организациях, независимо от их вида, организационно-правовых форм и форм собственности.
  8. «Дошкольные организации» – организации, реализующие основную общеобразовательную программу дошкольного образования или оказывающие услуги по уходу и присмотру за детьми, не связанные с оказанием образовательных услуг.
  9. «Непосредственно образовательная деятельность» – образовательная деятельность, осуществляемая в процессе организации различных видов детской деятельности (игровой, коммуникативной, трудовой, познавательно-исследовательской, продуктивной, музыкально-художественной, чтения).
  10. «Требования к обеспечению интегрированной системы безопасности дошкольного образовательного учреждения» (далее – ТИСБ ДО) – нормативы, направленные на сохранение жизни и здоровья детей, находящихся в различных видах дошкольных образовательных учреждениях Красноярского края.
  11. «Интегрированная система безопасности дошкольного образовательного учреждения» - совокупность объединенных общим управлением аппаратно-программных средств охранной и пожарной сигнализации, систем контроля и управления доступом, обладающих технической, информационной, программной и эксплуатационной совместимости.

III. БАЗОВЫЕ НОРМАТИВНЫЕ ПРАВОВЫЕ АКТЫ

  1. Закон РФ «Об образовании» от 10.07.1992 № 3266-1 (ред. от 01.12.2007)
  2. Типовое положение о дошкольном образовательном учреждении (Утверждено постановлением Правительства РФ от 12 сентября 2008 г. № 666);
  3. Федеральные государственные требования к структуре основной общеобразовательной программы дошкольного образования (Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации № 655 от 23 ноября 2009г.);
  4. Федеральные государственные требования к условиям реализации основной общеобразовательной программы дошкольного образования (Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации № 2151 от 20 июля 2011 г.);
  5. Санитарно-эпидемиологические требования к устройству, содержанию и организации режима работы в дошкольных организациях. Санитарно-эпидемиологические правила и нормативы СанПиН 2.4.1.2660-10 (Утверждены постановлением Главного государственного санитарного врача РФ от 20.12.2010 №164).

IV. ТРЕБОВАНИЯ К КАЧЕСТВУ ДОШКОЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

 

1.1. Требования к кадровому обеспечению дошкольного образовательного учреждения

 

1. Укомплектованность образовательного учреждения в соответствии с его видом на основании Постановления Министерства труда Российской Федерации от 21 апреля 1993 г. № 88 «Об утверждении нормативов по определению численности персонала, занятого обслуживанием дошкольных учреждений (ясли, ясли-сады, детские сады)».

1.1. Детский сад для детей раннего возраста укомплектован штатными единицами:

- для управления дошкольным учреждением: заведующий дошкольным учреждением, заместитель заведующего по воспитательной работе (или старший воспитатель), заместитель заведующего по хозяйственной работе, заведующий хозяйством, делопроизводитель (секретарь-машинистка);
- для бухгалтерского учета и финансовой деятельности: главный бухгалтер, бухгалтер I и II категории, кассир;
- для воспитательно-педагогической и оздоровительной деятельности: воспитатель, педагог-психолог, помощник воспитателя (или младший воспитатель), музыкальный руководитель;
- для приготовления детского питания: шеф-повар, повар, кухонный рабочий;
- для хозяйственного обслуживания: кладовщик, кастелянша, машинист по стирке и ремонту спецодежды (белья), грузчик, садовник, истопник, кочегар, оператор, кучер или водитель, рабочий по комплексному обслуживанию и ремонту зданий, уборщик служебных помещений, сторож;

1.2.Детский сад для организации воспитательно-педагогической и оздоровительной деятельности дополнительно укомплектован штатной единицей – инструктор по физической культуре, в том числе обучения плаванию детей дошкольного возраста;

1.3. Детский сад для детей предшкольного возраста, детский сад присмотра и оздоровления, детский сад комбинированного вида, детский сад компенсирующего вида, детский сад общеразвивающего вида с приоритетным осуществлением деятельности по одному из направлений развития воспитанников, Центр развития ребенка - детский сад для управления дошкольным учреждением дополнительно укомплектованы штатными единицами: заместитель заведующего по воспитательной работе и старший воспитатель; для организации воспитательно-педагогической и оздоровительной деятельности с учетом направленности дополнительно укомплектованы штатными единицами: учитель-логопед, учитель-дефектолог, педагог дополнительного образования, социальный педагог.

1.4. Для информационного обеспечения деятельности дошкольные образовательные учреждения дополнительно укомплектованы штатной единицей – системный администратор или инженер-программист.

2. Соответствие уровня квалификации руководителей, педагогических и иных работников образовательного учреждения квалификационным характеристикам по занимаемой должности.
3. Прохождение руководителями ДОУ профессиональной переподготовки в области современного менеджмента за счет бюджетных средств в учреждениях, имеющих лицензию на осуществление образовательной деятельности по соответствующим дополнительным профессиональным образовательным программам.
4. Своевременное повышение квалификации педагогическими работниками и учебно-вспомогательным персоналом в объеме не менее 72 часов не реже, чем один раз в пять лет, в образовательных организациях, имеющих лицензию на осуществление образовательной деятельности по соответствующим дополнительным профессиональным образовательным программам.
5. Соблюдение руководителями, педагогическими и иными работниками ДОУ положений Конвенции ООН о правах ребенка и требований национальной политики охраны детства.
6. Обязательное прохождение педагогическими и иными работниками дошкольных образовательных учреждений периодического бесплатного медицинского обследования не реже 1 раза в год, которые проводятся за счет средств учредителя.

 

1.2. Требования к программно-методическому обеспечению образовательного процесса в ДОУ

 

1. Дошкольное образовательное учреждение реализует основную общеобразовательную программу дошкольного образования, разработанную в соответствии с Федеральными государственными требованиями к структуре основной общеобразовательной программы дошкольного образования (Приказ Министерства № 655 от 23 ноября 2009г.)
2. Программно-методический комплекс основной общеобразовательной программы дошкольного образования включает:

2.1. основную общеобразовательную программу дошкольного образования;

2.2. примерную основную общеобразовательную программу дошкольного образования;

2.3. комплексно-тематический план (циклограмма) дошкольного учреждения;

2.4. расписание организации непосредственно образовательной деятельности;

2.5. календарно- тематический план на каждой возрастной группе;

2.6. методическая литература, необходимая для реализации образовательных областей основной общеобразовательной программы дошкольного образования;

2.7. детская художественная литература, необходимая для реализации образовательных областей основной общеобразовательной программы дошкольного образования;

2.8. дидактические и наглядные пособия по образовательным областям основной общеобразовательной программы дошкольного образования;

2.9. оборудование для организации специфических видов детской деятельности (продуктивная, познавательно-исследовательская и др.);

2.10. оборудование для информационных и деятельностных технологий (экспериментирование, моделирование, конструирование и др.);

2.11. детская художественная литература, дидактические и наглядные пособия, отражающие специфику демографических, национально-культурных, климатических условий региона.

3. В дошкольном образовательном учреждении обеспечен доступ к современным информационным ресурсам, поисковым системам.
4. В дошкольном образовательном учреждении сформирован «пакет» соответствующих примерной основной общеобразовательной программе дошкольного образования стандартизированных методик, используемых для оценки сформированных интегративных качеств, основных новообразований дошкольного возраста.

1.3. Требования к психолого-педагогическому обеспечению образовательного процесса в ДОУ

  1. Взаимодействие педагогов с детьми в дошкольном образовательном учреждении основывается на принципах: сотрудничества, доброжелательности и уважения к каждому ребенку, учета возможностей, потребностей и интересов детей. Наказание не применяется. Конфликты разрешаются конструктивно.
  2. При разработке основной общеобразовательной программы дошкольного образования учитывается мнение родителей по отношению к содержанию второй части программы, формируемой участниками образовательного процесса, комплектованию игровым и дидактическим оборудованием.
  3. В организации образовательного процесса в дошкольном учреждении приоритетной является игровая и другие виды детской деятельности (конструирование, рисование, моделирование, чтение художественной литературы и др.), в которых формируются предпосылки учебной деятельности.
  4. В дошкольном образовательном учреждении обеспечено психологическое сопровождение образовательного процесса.
  5. В дошкольном образовательном учреждении при организации разных детских видов детской деятельности доминируют индивидуальные, подгрупповые формы работы с детьми.
  6. В дошкольном образовательном учреждении организовано психологическое сопровождение детей, имеющих особые образовательные потребности и трудности в освоении основной общеобразовательной программы дошкольного образования.
  7. Образовательный процесс в дошкольном образовательном учреждении осуществляется при учете гендерных особенностей развития личности детей дошкольного возраста.
  8. Дошкольное образовательное учреждение информирует общественность о своей деятельности посредствам предоставления информации на телевидении, прессе, на сайте.
  9. В дошкольном образовательном учреждении обеспечивается преемственность дошкольного и общего школьного образования за счет совместных образовательных мероприятий, системного взаимодействия специалистов (педагогов, учителей, психологов), просветительской работы с родителями.
  10. В ДОУ содействуют в оказании помощи семьям, имеющим детей с особыми образовательными потребностями.

1.4. Требования к обеспечению интегрированной системы безопасности дошкольного образовательного учреждения

 

1. В дошкольном образовательном учреждении создан паспорт безопасности, который включает: общие сведения об организации, в том числе характеристика безопасности: пожарной, антитеррористической, технической, информационной, гигиенической, охрана жизни и здоровья воспитанников и работников.
2. Пожарная безопасность:

  • наличие должностного лица, ответственного и прошедшего обучение о мерах пожарной безопасности и действий в случаях пожара в лицензированной организации;
  • наличие планов эвакуации на этажах, согласованных с территориальными органами надзорной деятельности;
  • наличие автоматической пожарной сигнализации при пожаре;
  • наличие пропитки огнезащитным составом строительных конструкций чердачных помещений;
  • наличие оборудованных путей эвакуации;
  • наличие оборудованных систем противопожарного водоснабжения;
  • наличие первичных средств пожаротушения, разработанных локальных нормативных актов по пожарной безопасности в соответствии с правилами пожарной безопасности ДОУ.

3. Антитеррористическая безопасность:

  • наличие должностного лица, ответственного за принятие мер по антитеррористической защите образовательного учреждения;
  • наличие периметрального целостного ограждения с запирающимися калитками или воротами (высота не менее 1,5 метров);
  • обеспечение охраны службами безопасности, вневедомственной охраной при органах внутренних дел на договорной основе, частными охранными предприятиями;
  • наличие инженерно-технических средств охраны сигнализации (ОПС), тревожной сигнализации, системы видеонаблюдения и контроля;
  • наличие штатного сотрудника ДОУ, обеспечивающего контроль доступа в ДОУ и отслеживание ситуаций по видеомониторам;
  • оборудование входными дверями, выполненными из материалов, позволяющих обеспечить надежную защиту от несанкционированного проникновения посторонних лиц;
  • наличие сведений из территориальных органов внутренних дел
    об отсутствии судимости у работников ДОУ;
  • наличие информационных стендов, плакатов, памяток с иллюстрациями и рекомендациями с целью информирования сотрудников ДОУ и воспитанников о действиях при возникновении угрозы для жизни и здоровья;
  • наличие локальных нормативных актов по антитеррористической безопасности.

4. Техническая безопасность

  • Требования к зданию (помещению) и участку образовательного учреждения в соответствии с санитарно-эпидемиологическими правилами и нормативами.
  • Требования к водоснабжению и канализации, отоплению и вентиляции здания образовательного учреждения в соответствии с санитарно-эпидемиологическими правилами и нормативами.
  • Требования к искусственному и естественному освещению помещений для воспитания детей в соответствии с санитарно-эпидемиологическими правилами и нормативами.
  • наличие актов в ДОУ:

- о проведении электроизмерительных работ (проверки состояния заземления и изоляции электросетей, электрооборудования, испытания и измерения сопротивления изоляции электропроводов);
- проверки состояния ограждений, территории, подвальных помещений;
- технического состояния здания;
- промывки, опрессовки и внутренних отопительных систем;
- технического осмотра к отопительному сезону.

4.Информационная безопасность

  • наличие должностного лица, ответственного за доступ к персонифицированным данным работников, воспитанников и родителей (законных представителей);
  • наличие лицензионных программ; системы администрирования и ограничения доступа к информации; наличие системы фильтрации спама и ограничения доступа к сайтам сети Интернет; постоянное обновление антивирусной базы компьютеров.
  • наличие локальных нормативных актов, регламентирующих информационную безопасность.

5. Гигиеническая безопасность

  • Основные требования по обеспечению безопасности детей при организации питания, воспитательно-образовательного процесса, а также к санитарному состоянию и содержанию помещений в соответствии с санитарно-эпидемиологическими правилами и нормативами.

6. Охрана жизни и здоровья воспитанников и работников ДОУ

  • наличие должностного лица, ответственного и прошедшего обучение по технике безопасности (далее – ТБ) и охране труда (далее – ОТ) в лицензированной организации;
  • наличие аттестованных рабочих мест по условия труда, список работников, которым устанавливаются компенсационные доплаты за работу во вредных или опасных условиях;
  • доступность объектов ДОУ для инвалидов и других групп населения с ограниченными возможностями передвижения (наличие пантусов и пр.);
  • наличие локальных нормативных актов, регламентирующих ОТ и ТБ.

 

1.5. Требования к материально-техническому обеспечению. Помещения и оборудование (предметно-пространственная среда)

 

1.5.1. Требования к помещениям в дошкольных образовательных учреждениях

1. Требования к зданию (помещению) и участку образовательного учреждения (группы) в соответствии с санитарно-эпидемиологическими правилами и нормативами.

2. Требования к наличию в дошкольном образовательном учреждении помещениями рассматривается для различных видов дошкольных образовательных учреждений Красноярского края.

На основании Типового положения о дошкольном образовательном учреждении (п.8) относятся следующие виды дошкольных образовательных учреждений:

  • детский сад;
  • детский сад для детей раннего возраста;
  • детский сад для детей предшкольного возраста (старшего дошкольного) возраста;
  • детский сад присмотра и оздоровления;
  • детский сад компенсирующего вида
  • детский сад комбинированного вида;
  • детский сад общеразвивающего вида;
  • центр развития ребенка - детский сад.

3. Требования к площадям образовательных помещений, их отделке и оборудованию в соответствии с санитарно-эпидемиологическими правилами и нормативами.

  • основанием для определения наличия помещений в ДОУ является «Санитарно-эпидемиологические требования к устройству, содержанию и организации режима работы в дошкольных организациях» (п. 4.3. СанПиН 2.4.1.2660-10)

3.1. Во всех видах дошкольных учреждений предусмотрен следующий набор помещений:

- групповые ячейки - изолированные помещения, принадлежащие каждой возрастной группе. В состав групповой ячейки входят: раздевальная (для приема детей и хранения верхней одежды), групповая (для проведения игр, непосредственно образовательной деятельности и приема пищи), спальня, буфетная (Примечание: не во всех ДОУ есть спальни и буфетные) (для подготовки готовых блюд к раздаче и мытья столовой посуды), туалетная (совмещенная с умывальной).

- дополнительные помещения:

  • для занятий с детьми, предназначенные для поочередного использования всеми или несколькими детскими группами (музыкальный зал, физкультурный зал, кабинет педагога – психолога);
  • кабинет учителя-дефектолога (учителя-логопеда, тифлопедагога, сурдопедагога, олигофренопедагога и др.) в зависимости от коррекционной направленности групп;
  • изостудия, театральная студия, зимний сад, бассейн и др. в зависимости от приоритетного направления деятельности ДОУ (художественно-эстетического, социально-личностного, физического, познавательно-речевого);

- сопутствующие помещения (медицинский блок, пищеблок, постирочная);

- служебно-бытовые помещения для персонала (кабинет заведующей, методический кабинет, кабинет зам.по АХР, кладовые (хозяйственная, чистого белья), комната кастелянши, столярная мастерская, столовая персонала и пр.).

4.Требования к оборудованию групповых помещений

1. Оборудование основных помещений должно соответствовать росту и возрасту детей, учитывать гигиенические и педагогические требования. Функциональные размеры приобретаемой и используемой детской (дошкольной) мебели для сидения и столов должны соответствовать обязательным требованиям, установленным нормам СанПиНа. Помещения детских садов компенсирующего вида оборудуются в зависимости от осуществления квалифицированной коррекции отклонений в физическом и психическом развитии воспитанников.
2. Раздевальные оборудуют шкафами для верхней одежды детей и персонала.

Шкафы для одежды и обуви оборудовать индивидуальными ячейками-полками для головных уборов и крючками для верхней одежды. Каждый индивидуальный шкаф маркируется.

В раздевальных возможна установка стеллажей для игрушек, используемых на прогулке.

3. В приемной для детей ясельного возраста до года выделяют место для раздевания родителей и кормления грудных детей матерями; спальню в этих группах следует разделять на 2 зоны остекленной перегородкой.

4. Стулья должны быть в комплекте со столом одной группы, которая должна быть промаркирована. Подбор мебели для детей следует проводить с учетом антропометрических показателей.

5. Во всех групповых помещениях следует предусмотреть оборудование (шкафы, стеллажи) для размещения игр, игрушек, дидактических пособий, наглядного материала по видам деятельности (продуктивной деятельности, познавательно-исследовательской и конструктивной, игровой, художественно-эстетической, физкультурно-оздоровительной, т.е. уголки развития речи, строительный, физкультурный, книжный, музыкальный, природный и др.)

Для организации настольных игр для детей допускается использовать подоконные ленточные и учебные столы.

6. В дошкольных организациях используют игрушки, безвредные для здоровья детей и отвечающие гигиеническим требованиям к товарам детского ассортимента, которые могут быть подвергнуты влажной обработке (стирке) и дезинфекции. Мягконабивные и пенолатексные ворсованные игрушки для детей дошкольного возраста следует использовать только в качестве дидактических пособий.

5.Требования к медико-социальному обеспечению включают:

1. Требования к медицинскому обслуживанию воспитанников в образовательном учреждении (группе).

Медицинское обслуживание воспитанников в образовательном учреждении обеспечивают органы здравоохранения. Медицинский персонал наряду с администрацией образовательного учреждения несет ответственность за здоровье и физическое развитие воспитанников, проведение лечебно-профилактических мероприятий, соблюдение санитарно-гигиенических норм, режима и обеспечение качества питания. Образовательное учреждение обязано предоставить помещение с соответствующими условиями для работы медицинских работников, осуществлять контроль их работы в целях охраны и укрепления здоровья воспитанников и работников образовательного учреждения <*>;

--------------------------------

<*> Пункт 25 Типового положения о дошкольном образовательном учреждении, утвержденного Постановлением Правительства Российской Федерации от 12 сентября 2008 г. N 666 (Собрание законодательства Российской Федерации, 2008, N 39, ст. 4432).

2. Требования к формированию и наполняемости дошкольных групп.

Количество и соотношение возрастных групп детей в образовательном учреждении определяется учредителем исходя из их предельной наполняемости и гигиенического норматива площади на одного ребенка в соответствии с требованиями санитарно-эпидемиологических правил и нормативов;

3. Требования к прохождению профилактических осмотров персонала, работающего в образовательном учреждении (группе).

Педагогические работники образовательных учреждений обязаны проходить периодические бесплатные медицинские обследования, которые проводятся за счет средств учредителя <*>;

--------------------------------

<*> Пункт 3 статьи 51 Закона Российской Федерации от 10 июля 1992 г. N 3266-1 "Об образовании" (Ведомости Съезда народных депутатов Российской Федерации и Верховного Совета Российской Федерации, 1992, N 30, ст. 1797; Собрание законодательства Российской Федерации, 1996, N 3, ст. 150; 2004, N 35, ст. 3607; 2007, N 49, ст. 6070).

4. Требования к организации питания воспитанников в образовательном учреждении (группе) в соответствии с санитарно-эпидемиологическими правилами и нормативами;

5. Требования к организации оздоровления воспитанников в образовательном учреждении (группе) в соответствии с санитарно-эпидемиологическими правилами и нормативами.

6. Требования коборудованию и составу пищеблока

1. В состав пищеблока, работающего на сырье, входят: горячий цех, раздаточная, холодный цех, мясо-рыбный цех, цех первичной обработки овощей, моечная кухонной посуды, кладовая сухих продуктов, кладовая для овощей, помещение с холодильным оборудованием для хранения скоропортящихся продуктов, загрузочная, комната персонала, раздевалка, душевая и туалет для персонала, помещение для хранения уборочного инвентаря и приготовления моющих и дезинфицирующих растворов.

2. Наличие пищеблока в здании ДОУ, построенного ранее 90-х годов, эксплуатируется в соответствии с типовым проектом.

7. Требования к оснащению и оборудованию кабинетов

Требования к оснащению и оборудованию кабинетов является неотъемлемой частью к нормативным документам, направленным на сохранение жизни и здоровья детей, находящихся в различных видах дошкольных образовательных учреждениях Красноярского края.

Данные требования основываются на создании в образовательном дошкольном учреждении паспорта кабинетов, включающих общие сведения о наличии кабинетов с их обязательной характеристикой: методического, кабинетов узких специалистов (педагога – психолога, учителя-логопеда, учителя-дефектолога, сурдопедагога, олигофренопедагога), а также музыкального и физкультурного залов, бассейна.

7.1. Методический кабинет

а) к оформлению:

соответствие общепринятым эстетическим требованиям, зависящего от выбора мебели, цвета стен, от рационального размещения учебно-методического материала;

б) к оснащению и оборудованию:

  • простое и рациональное;
  • предназначено для обеспечения высокого уровня воспитательно - образовательного процесса;
  • наличие нормативных и инструктивных материалов, издаваемых органами управления образования, Министерства образования РФ;
  • соответствие имеющихся в наличии учебно-методической и справочной литературы, комплектов наглядных и дидактических раздаточных материалов к основной общеобразовательной программе дошкольного учреждения;
  • ориентировано на всех участников образовательного процесса (наличие информационных стендов, постоянно действующих выставок, материалов из опыта работы);
  • тщательно продумано и систематизировано;
  • доступность для каждого участника образовательного процесса (удобный, гибкий график работы), наличие указателей, каталогов;
  • наличие современных информационно-коммуникативных технологий (видеотеки, фонотеки, компьютера, принтера, интерактивной доски).

7.2. Кабинеты узких специалистов(педагога – психолога, учителя-логопеда, учителя-дефектолога, сурдопедагога, олигофренопедагога) должны соответствовать принципу необходимости, достаточности для организации коррекционной работы:

  • наличие удобной мебели;
  • оснащение оборудованием, в том числе техническими средствами, методическими и дидактическими материалами;
  • обеспечение удобного графика работы кабинета для проведения консультаций и занятий в любое удобное для воспитанников, родителей и педагогов время.
  • соответствие требованиям санитарных норм и правил пожарной безопасности.

7.3. Музыкальный зал:

  • соответствие эстетическим требованиям (цветовое решение, размещение и способы хранения оборудования), творческий подход к оформлению (сюжетность, полифункциональность, вариативность использования имеющегося оборудования);
  • наличие музыкальных инструментов для музыкального руководителя, детских музыкальных инструментов, дидактических игр, пособий в соответствии с основной общеразвивающей программой ДОУ, учетом всех направлений музыкального воспитания детей дошкольного возраста (слушания музыки, пения, музыкально-ритмических движений, игре на детских музыкальных инструментах).

7.4. Физкультурный зал, бассейн:

  • Оснащение необходимым игровым и спортивным оборудованием, тренажерами и инвентарем (для развития равновесия, ходьбы, бега, прыжков, катания, бросания и ловли; для ползания и лазания; для общеразвивающих упражнений; для плавания; для профилактики плоскостопия и нарушения осанки, спортивных и подвижных игр);
  • эффективное использования зала, бассейна (график занятости);
  • наличие нормативно - правовой документации и информационных стендов;
  • соблюдение санитарных норм и техники безопасности.

 

1.5.2. Требования к предметно-развивающей среде группы

При организации предметно-развивающей среды в группы ДОУ должны соблюдаться следующие принципы:
- информативности, предусматривающий разнообразие тематики материалов и оборудования и активности воспитанников во взаимодействии с предметным окружением;
- вариативности, определяющийся видом дошкольного образовательного учреждения, содержанием воспитания, культурными и художественными традициями, климатогеографическими особенностями;
- полифункциональности, предусматривающий обеспечение всех составляющих воспитательно-образовательного процесса и возможность разнообразного использования различных составляющих предметно-развивающей среды;
- педагогической целесообразности, позволяющий предусмотреть необходимость и достаточность наполнения предметно-развивающей среды, а также обеспечить возможность самовыражения воспитанников, индивидуальную комфортность и эмоциональное благополучие каждого ребенка;
- трансформируемости, обеспечивающий возможность изменений предметно-развивающей среды, позволяющих, по ситуации, вынести на первый план ту или иную функцию пространства;
- комплексности оснащения воспитательно-образовательного процесса, обеспечивающей возможности организации разных видов деятельности;
- построения образовательного процесса с использованием адекватных возрасту форм работы с детьми;
- учета полоролевой специфики и обеспечение предметно-развивающей среды как общим, так и специфичным материалом для девочек и мальчиков.

  1. Предметно – развивающая среда подбирается с учетом интеграции образовательных областей. Материалы и оборудование для одной образовательной области рекомендуются к использованию в других областях.
  2. Предметно – развивающая среда способствует реализации образовательных областей: 1) совместную партнерскую деятельность взрослого и детей; 2) свободную самостоятельную деятельность самих детей в условиях созданной педагогами предметно-развивающей образовательной среды, обеспечивающей выбор каждым ребенком деятельности по интересам и позволяющей ему взаимодействовать со сверстниками или действовать индивидуально и учебную модель, которая реализуется только в работе с детьми от 6 до 7 лет.
  3. Подбор материалов и оборудования осуществляется для тех видов деятельности ребенка, которые в наибольшей степени способствуют решению развивающих задач на этапе дошкольного детства (игровая, продуктивная, познавательно-исследовательская деятельности), а также с целью активизации двигательной активности ребенка.

3.1. Требования к материалам и оборудованию:

- наличие сертификата качества;
- отвечают гигиеническим, педагогическим и эстетическим требованиям.

3.2. Требования к игрушкам:

- используются в соответствии с замыслом ребенка, сюжетом игры в разных функциях как индивидуально, так и в совместной деятельности;
- способствует развитию творчества, воображения, знаковой символической функции мышления и др.;
- способствуют обучению ребенка конструированию, ознакомлению с цветом и формой и пр.;

1.6. Требования к результатам дошкольного образования

Основными итоговыми результатами дошкольного образования являются интегративные качества ребенка:

1. Физически развитый:

- овладел основными культурно-гигиеническими навыками;
- у ребенка сформированы основные физические качества и потребность в двигательной активности;
- самостоятельно выполняет доступные возрасту гигиенические процедуры;
- соблюдает элементарные правила здорового образа жизни.

2. Любознательный, активный:

- интересуется новым, неизвестным в окружающем мире (мире предметов и вещей, мире отношений и своем внутреннем мире);
- задает вопросы взрослому;
- любит экспериментировать;
- способен самостоятельно действовать (в повседневной жизни, в различных видах детской деятельности);
- в случаях затруднений обращается за помощью к взрослому;
- принимает живое, заинтересованное участие в образовательном процессе.

3. Эмоционально отзывчивый:

- откликается на эмоции близких людей и друзей;
- сопереживает персонажам сказок, историй, рассказов;
- эмоционально реагирует на произведения изобразительного искусства, музыкальные и художественные произведения, мир природы.

4. Овладевший средствами общения и способами взаимодействия со взрослыми и сверстниками:

- ребенок адекватно использует вербальные и невербальные средства общения;
- владеет диалогической речью и конструктивными способами взаимодействия с детьми и взрослыми (договаривается, обменивается предметами, распределяет действия при сотрудничестве);
- способен изменять стиль общения со взрослым или сверстником, в зависимости от ситуации.

5. Способный управлять своим поведением и планировать свои действия на основе первичных ценностных представлений, соблюдающий элементарные общепринятые нормы и правила поведения:

- поведение ребенка преимущественно определяется не сиюминутными желаниями и потребностями, а требованиями со стороны взрослых и первичными ценностными представлениями о том «что такое хорошо и что такое плохо»;
- ребенок способен планировать свои действия, направленные на достижение конкретной цели;
- соблюдает правила поведения на улице (дорожные правила), в общественных местах (транспорте, магазине, поликлинике, театре и др.);

6. Способный решать интеллектуальные и личностные задачи (проблемы), адекватные возрасту.

- ребенок может применять самостоятельно усвоенные знания и способы деятельности для решения новых задач (проблем), поставленных как взрослым, так и им самим;
- в зависимости от ситуации может преобразовывать способы решения задач (проблем);
- ребенок способен предложить собственный замысел и воплотить его в рисунке, постройке, рассказе и др.;
7. Имеющий первичные представления о себе, семье, обществе, государстве, мире и природе:

- ребенок имеет представление о себе, собственной принадлежности и принадлежности других людей к определенному полу;
- ребенок имеет представление о составе семьи, родственных отношениях и взаимосвязях, распределении семейных обязанностей, семейных традициях;
- ребенок имеет представление об обществе, его культурных ценностях;
- ребенок имеет представление о государстве и принадлежности к нему;
- ребенок имеет представление о мире.
8. Овладевший универсальными предпосылками учебной деятельности:

- умениями работать по правилу и по образцу,
- слушать взрослого и выполнять его инструкции.
9. Овладевший необходимыми умениями и навыками:

- у ребенка сформированы умения и навыки, необходимые для осуществления различных видов детской деятельности.

 

Все о развитии детей-дошколят

Как выбирать школу

Здравствуйте, дорогие друзья!

Обычно родители тщательно выбирают школу для своего ребёнка, обращают главное внимание на качество академической подготовки. От того, насколько правильным будет сделан этот выбор, будет зависеть и успеваемость, и качество знаний, и психологического состояние вашего ребёнка.

Не секрет, что все школы разные, в каждой свой микроклимат, мироустройство. И хотя учебные программы могут быть одинаковыми, через несколько лет опытный глаз сразу определит, какие ученики из какой школы. Ребёнок, попадая в любую из школ, может получить на выходе примерно одного уровня образование, но какова будет «цена вопроса» в каждом случае? В одной школе он может истощать свои психические ресурсы, постоянно работать на отрицательном подкреплении, всё время чувствовать себя догоняющим, работать на износ и не получать удовлетворение от обучения. А если ребёнок нуждается в похвале? В другой же школе, где другие стимулы к учёбе, ребёнок может развиться, будет успевать и на дополнительные кружки по интересам, разносторонне развиваться и вообще радоваться жизни.

Репутация школы состоит из отзывов родителей тех детей, которые учатся в ней. Поэтому имеет смысл поговорить как можно с большим количеством родителей, услышать разные мнения – и хорошие, и плохие. Так вы будете иметь первоначальное представление о плюсах и минусах заведения.

Не отрицая пользы новейших методик и интенсивного развития, думается, всё-таки гораздо важнее выяснять другое: умеет ли учительница, в чей класс попадёт ваш юный ученик, бережно, с пониманием относиться к каждому ребёнку. Нет ли в классе, который она уже вела, обидных кличек, «затюканных» учеников (которые школы боятся до дрожи в коленках), и вообще: радуются ли её ученики в воскресенье вечером, что в понедельник им снова в школу. Честное слово, мы сами удивились, когда узнали, что такие школы бывают.

И дошколята, и первоклассники оценивают себя и друг друга, опираясь на мнение взрослых людей. В школе главным авторитетом для маленького ученика становится его первая учительница. И её мнение детвора считает самым авторитетным. Так, как она будет относиться к определённому ученику, так, скорее всего, к нему будут относиться и все одноклассники. Пользуется уважением учительницы - уважаем в классе. Нет - извините, но в лидерах ему пока не быть. Да и мнение ребёнка о себе самом во многом зависит от того, какой окажется его первая учительница.

С другой стороны, в какой бы класс ни попал ваш ребёнок, в первую очередь, поддержать его и верно настроить должны вы сами.

Дети поголовно все собираются стать отличниками. Это похвальное желание, но...

Когда ребёнок поступает в школу, мы тоже ориентируем его на успех. Это правильно, но мы допустим большую ошибку, если будем ориентировать своих детей только на успех и не подготовим их к тем разочарованиям, которые встретятся им в школьной жизни. Обязательно будут и неудачные ответы у доски, и «заваленная» контрольная, и приятели, которые подвели... Будут такие моменты, когда он почувствует себя несправедливо обиженным, беспомощным, растерянным маленьким существом. Потому что он начинает входить в большую жизнь. Ребёнок должен научиться справляться со всем этим, сначала – с нашей помощью, а потом и самостоятельно.

В идеале человек должен научиться на каждую свою ошибку и неудачу смотреть как на полезный жизненный урок.

Поэтому, какую бы школу вы не выбрали для своего ребенка, узнайте заранее к какой учительнице попадет ваш ребенок, поговорите с родителями учеников, учившихся у нее.

Многое зависит от личности первого учителя (учительницы). В этом возрасте ребёнок многому учится, перенимая «поведенческий код» другого человека — это именно тот случай, когда «дурной пример заразителен», «с кем поведёшься — от того м наберёшься». Но «набраться» можно и хорошему. Если такие качества первого учителя как рассудительность, вдумчивость, последовательность, уверенность, систематичность и др. являются не только профессиональными, но и чертами личности педагога, то ребёнок приобретёт и их. Также важно посмотреть учителя и ребёнка на совместимость, например, темпераментов. Если ваш ребёнок не тугодум, но весьма неспешный меланхолик, а учитель, к которому вы присматриваетесь, буквально высекает искры из воздуха своей активностью (быстрая речь, порывистая походка, инициативы и новации), вряд ли такой учитель сможет уделять вашему ребёнку много внимания и будет испытывать к нему симпатии.

Но не только школы разные — дети тоже разные. Так как же подобрать школу для конкретного ребёнка?

 

Какая школа нужна именно вашему ребенку?

Прежде всего, школа должна отвечать интеллектуальным, физическим и психологическим возможностям ребёнка. Никто не будет отдавать ребёнка, который боится высоты, в лыжную секцию прыжков с трамплина или прыжков в воду. Также обстоит дело и с общеобразовательной школой. Родители должны выбирать школу не по своим амбициям, а с учётом уже сформировавшихся индивидуальных особенностей своего ребёнка. Так, для ребёнка, росшего в домашней обстановке, будет более комфортен класс с меньшим количеством учеников, иначе может получиться ситуация «с корабля на бал». Также небольшие классы показаны детям, которым требуется индивидуальный подход, которые привыкли, что им объясняют всё лично, адресно — тогда речь может идти и о частных школах (порой в таких школах количество учителей может быть в два раза больше, чем учеников). В больших классах, естественно, не будут успевать дети, которые в дошкольном возрасте не могут сконцентрироваться на одной деятельности хотя бы 2—3 минуты.

Также важно для ребёнка, поступающего в школу — уметь и хотеть учиться, не бояться вопросов, иметь жажду к знаниям, быть любознательным, уметь рассуждать, задавать вопрос и понимать ответы, встраивать новую информацию в свой предыдущий опыт и намеченные цели.

Школа с самой прогрессивной (эффективной) педагогикой и хорошо зарекомендовавшей программой обучения может оказаться бессильной перед ребёнком, который не умеет работать в коллективе, который не может самоорганизовывать свою деятельность.

Если ребёнок плохо изъясняется и на своём родном языке, то вряд ли его стоит отдавать в школу или класс, где иностранный язык учат уже «с порога», то есть с первого года обучения. Даже если ребёнок будет успевать, у него возникнут проблемы билингвизма, когда начинает путаться родная речь и изучаемый иностранный язык — в итоге, это скажется на мышлении, а значит, на усвоении других предметов, например, математики.

Важный показатель — физическое здоровье ребёнка. Если нервная система у будущего первоклассника быстро истощается, ему противопоказано углублённое изучение предметов, которые требуют большого количества времени — в первую очередь, это касается иностранных языков.

 

Со школой определились — что дальше?

Хотя «вступительные испытания» при поступлениях в школу запрещены законом, в учреждениях типа гимназий набор детей проводится фактически только по конкурсному отбору, такое же «собеседование» придётся выдержать, если ребёнок поступает «не в свою» (не по месту жительства) школу.

На конкурсном собеседовании проверяется готовность ребёнка к школе: умение составлять рассказ по картинке, понимание вопроса и умение логически связанно на него отвечать, умение пересказывать, считать, рисовать, писать, решать простейшие задачи, отличать существенное от второстепенного, развитость моторики пальцев, эмоциональность, любознательность (заинтересованность в получении новых знаний), и т. д.

 

Подготовка ребенка к школе

С ребёнком-дошкольником нужно заниматься, чтобы он достиг уровня «готовности к школе». Добиться этого разовыми «натаскиваниями», зубрёжкой невозможно, нужна предварительная, в течение нескольких месяцев систематическая работа. Вступительные собеседования в школах как раз призваны выявить детей, которые не готовы к школе: не могут сосредотачиваться, не имеют мотивации учиться, не обладают необходимыми элементарными навыками. Не готового к школе ребёнка возьмут разве что в школу, которая обслуживают тот район, в котором живёт ребёнок — школа будет просто вынуждена принять ребёнка в обязательном порядке, но будет ли от этого ребёнку легче учиться?

 

Итак, подведем итоги. На что стоит обратить внимание, чтобы годы учебы прошли для вашего ребенка с минимальными потерями физического и психического здоровья?

1. Это репутация школы. Послушайте, что говорят родители учеников разных школ вашего района. Хотя не к каждому мнению стоит прислушиваться. Есть люди, которые недовольны всем. Обратите внимание на отзывы людей, которые мыслят позитивно.

Очень важно, как сами учителя и директор поддерживают престиж школы, в которой работают.

2. Зайдите в школу, которую вам порекомендовали. Что вы чувствуете? Прислушайтесь к своим ощущениям. Ваш малыш будет каждое утро приходить в это здание и проводить здесь много времени. Чем здесь пахнет?

Когда я впервые пришла в нынешнюю школу моей дочери, в ней пахло свежеиспеченной выпечкой. Не просто едой, а именно свежими булочками. Как уютно, правда?

3. Сразу рассмотрим вопрос: есть ли в этой школе столовая? До сих пор во многих школах есть только буфет. Соответственно, ваш ребенок вместо полноценного горячего обеда будет перебиваться булочкой с чаем, чипсами или шоколадными батончиками. По статистике 80% детей заканчивают школу с хроническими заболеваниями пищеварительной системы.

Предлагаю, если получится, пообедать в школьной столовой, чтобы узнать, как вкусно будет питаться ваш ребенок.

4. Сколько учебных дней в неделе вашей школы? Идеально, если это «пятидневка». За два выходных ребенок сможет полноценно отдохнуть и восстановиться.

5. Есть ли в выбранной вами школе группа продленного дня для учеников начальных классов. Идеально, если продленка часов до 16-ти. Это значит, что детей покормят, проводят на кружки, если ребенок посещает школьный кружок, помогут сделать и проверят уроки. Работающие родители могут быть спокойны, что до 16-00 ребенок под присмотром.

6. Работают ли при школе какие-либо кружки и студии? Это позволит поменьше утомлять ребенка дополнительными перемещениями после учебного дня.

7. Обратите внимание, как учителя обращаются к ученикам – по имени или по фамилии. Это о многом говорит. Учительский костяк школы должны составлять, во-первых, квалификационные педагоги, а во-вторых, они должны много лет проработать именно в этой школе.

Понаблюдайте, как ведут себя дети по отношению к учителям: с боязнью, уважительно или нет. Если дети улыбаются своему учителю, это здорово! Дети не умеют улыбаться из вежливости.

Да, все учителя разные. Но обычно существует общая политика школы, придерживаться которой обязаны все сотрудники. Диктует политику обычно директор. Посмотрите и на директора. Насколько он выглядит современно?

Я остановилась в выборе школы, увидев, как радостно бросились дети к учительнице. Старшеклассники. Не только девочки, но и мальчики тоже.

8. Еще один очень важный пункт – есть ли охрана? В идеале первоклассников должны сдавать прямо на руки родителям или няням, если не было других распоряжений от родителей. Бывает, что в школе есть и охранник, и камеры наблюдения, но малышей по окончании уроков просто выпускают из школы. Кто забрал ребенка, забрали ли вообще…

9. По какой программе будет заниматься ваш малыш? Бывает, что в школе несколько образовательных программ. Выбрать подходящую вы можете, почитав отзывы учителей и других родителей в Интернете.

10. Уровень образования. Его характеризует, например, то, что ученики школы традиционно участвуют в районных олимпиадах.

Я описала параметры, по которым сама выбрала школу для дочери. Возможно, для вас важны другие факторы. В любом случае желаю, чтобы ваш ребенок вспоминал школьные годы только с удовольствием.